Развивающие подвижные игры для детей

Детские игрыДетские игры – это не только веселое времяпрепровождение и развлечение малышей, но и важный компонент их развития и воспитания. Особое значение для развития детей имеют развивающие подвижные игры. По своей сути подвижные игры с правилами можно считать упражнениями, посредством которых маленькие члены общества готовятся к взрослой жизни. В процессе таких забав они получают очень ценные для него знания и сведения об окружающем мире и людях, у них развивается смекалка, сноровка, ловкость, вырабатывается логическое мышление и ценные морально-волевые качества.

Увлекательная и эмоциональная подвижная деятельность побуждает детей проявлять и развивать свои умственные и физические возможности и навыки. Во время игр вырабатывается мгновенная реакция: игроку необходимо молниеносно реагировать на сигналы «Беги», «Лови», «Хватай», «Стой» и т.д. Посредством подвижных занятий ребята могут реализовать свободу действий, что, в свою очередь, закладывает основы их физического развития. С точки зрения классической педагогики, подвижные развивающие игры для детей – одно из самых важных средств всестороннего развития малышей. Развивающие игры можно условно разделить на две группы: для детей до 5 лет, и для детей старше 5 лет.

Игры для детей младшего дошкольного возраста (до 5 лет)

Активные игрыМалыши в возрасте до 5 лет в своих забавах учатся новому при помощи подражания. Деток интересует не столько общение со сверстниками, сколько подражание взрослым, а также окружающим животным и птицам. Малыши с большим удовольствием машут ручками, как птички или бабочки, подражают деревьям, а также неживым предметам. Он вживается в образ подражаемого предмета, начинает ему сопереживать. Как следствие, у детей происходит формирование ценных личностных качеств – соучастия, сопереживания, симпатии, сопричастности. Так как у детей до 5 лет ярко выражена способность к имитации, основная масса развивающих подвижных занятий – это игры сюжетного характера. Представляем несколько популярных развивающих игр для деток до 5 лет.

Кот и мыши — хорошо развивает навыки движения по сигналу

  • Малыши (мышки) располагаются на стульях вдоль стены (в норках), при этом воспитатель (кошка) сидит в противоположном углу, и «спит». Участники-мышки расходятся по комнате, но вот внезапно кошка мяукает и просыпается. Задача мышек – вовремя занять свои норки.

Опиши соседа — развивает внимательность, память, наблюдательность

  • Задача участников – по очереди дать описание или характеристику одному из присутствующих малышей. Тот, кто не сможет назвать какой-либо признак, выбывает.

Кукловод — развивает двигательную память.

  • Кукловод-взрослый водит ребенка с завязанными глазами по определенному маршруту, к примеру, шаг назад, два шага влево, три шага вперед и т.д. Задача малыша – после того, как ему развяжут глаза, пройти маршрут в обратном направлении.

Воробушки и автомобиль — развивает навыки движения по сигналу, а также навыки бега и прыжков.

  • Перед началом игры нужно разметить площадку цветными флажками. Дети-воробушки располагаются на своих скамейках-гнездах в одном углу площадки. Воспитатель-автомобиль – на своем стуле-гараже в другом ее конце. По команде воспитателя «Воробушки вылетают из гнезд» дети разлетаются в разные концы площадки. Внезапно автомобиль покидает свой гараж, а воробушки стремительно возвращаются в свои гнезда.

Бегом ко мне — способствует развитию навыков движения по сигналу, развивает навыки прыжков, бега и ходьбы.

  • Малыши сидит на поставленных в ряд стульях, при этом воспитатель должен отойти в дальний конец комнаты. Неожиданно воспитатель зовет участников — «Бегите ко мне», игроки должны как можно быстрее подняться со своих мест, и побежать к воспитателю, который, в свою очередь, их встречает с распростертыми объятиями. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, и снова зовет детей. После того, как малыши утомятся, воспитатель командует «Бегите домой».

Мой веселый, звонкий мяч — вырабатывает навык ритмичных прыжков, бега, обучает выполнению упражнений по сигналу.

  • Перед началом игры нужно расставить стулья по различным углам помещения. Находящийся по центру комнаты воспитатель берет в руки мяч, и, приговаривая «Мой веселый звонкий мяч», начинает отбивать им о пол. Тем временем дети прыгают в такт ударам мяча о пол, имитируя, таким образом, мяч. После того, как дети освоят игру, воспитатель прекращает отбивать мяч, и лишь делает вид, будто он бьет рукой по мячу.

Мыши в кладовке — развивает у малышей движения по сигналам – бег, прыжки и подлезания

  • Детки-мышки сидят на скамейках-норках. Один из углов комнаты обтянут веревкой на расстоянии полметра от пола. Это кладовка, в ней сидит на стуле воспитатель-кот. Кот спит, задача мышек – тихо и незаметно подлезть под веревкой, и съесть воображаемые припасы, хранящиеся в кладовой. Пролезть нужно так, чтобы не зацепить веревку. Неожиданно кот просыпается, а мыши разбегаются по своим норкам. Прогнав мышей, кот возвращается на место, и засыпает. Затем забава продолжается.

Игра флажокНайди флажок — способствует развитию выдержки и наблюдательности у детей.

  • Перед началом воспитатель заранее готовит флажки (по количеству детей). Малыши рассаживаются на стульях, а затем по команде «Встаем» разворачиваются лицом к стене, и стоят так, закрыв глаза и не подглядывая. Тем временем воспитатель прячет флажки, а после того, как он их недалеко спрячет, он командует «Пора», и дети должны найти флажки – каждый по одному. После того, как все флажки найдены, дети строятся в шеренгу, во главе которой малыш, первым нашедший флажок. Ребята делают круг вокруг комнаты, и снова рассаживаются по своим местам – забава продолжается.

Игра на воздухе

Игры для детей старше 5 лет

Характер подвижных развивающих игр для детишек старше 5 лет несколько меняется. Теперь им интересен конечный результат их забав. В играх все явственнее прослеживается стремление малышей выразить свои желания, чувства. Дети уже могут составить план достижения цели, и пошагово реализовывать его. В достижении цели игры они способны использовать довольно богатый социальный, мыслительный и двигательный опыт. Развивающие игры должны нести в себе элементы нравственного воспитания. Во время таких занятий дети учатся совестливости, доброжелательности, организованности, инициативе. Как правило, у детей во время игры наблюдается эмоциональный подъем, они играют с удовольствием, радостью и весельем. Ниже представлены примеры лучших развивающих подвижных игр для детей старшей возрастной группы.

Найди себе пару — развивает реакцию, ловкость и быстроту движений.

  • В занятии участвует нечетное количество детей. Каждому из них нужно раздать по флагу (одного из двух цветов). После сигнала воспитателя ребята расходятся по комнате, затем воспитатель произносит «Не зевай, скорей пару выбирай», и игроки начинают подбирать себе пару с флажком одинакового цвета. Неизбежно один игрок окажется лишним, и тогда ему участники игры говорят «Петя, Петя, не зевай, скорей пару выбирай». Вместо флажков можно использовать кружки из картона или цветной бумаги.

Веселые самолетики — способствует развитию ловкости, реакции и быстроты движений.Дети бегают

  • Участники делятся на 4 группы, каждый член которой получает в руки флажок или картонный кружок определенного цвета. Игроки всех четырех групп становятся в четыре шеренги на свой «аэродром». После команды воспитателя «От винта» ребята сгибают руки в локтях, имитируя крылья самолета. Далее следует команда «На взлет», и дети «разлетаются» по всей комнате. Через минуту-другую следует команда «На посадку», и участники должны приземлиться на свой аэродром, и встать на то же место в шеренге, с которого и начался полет. Проигравшей оказывается та команда, которая построится на аэродроме последней.

Гуси-Лебеди — развивает реакцию, ловкость и сноровку.

  • Игровая комната превращается в луг, на котором пасутся игроки-гуси. Гусей пасет пастух (первый раз это может быть воспитатель, а затем и один из игроков может быть пастухом). Также в игре участвует волк, его роль выполняют по очереди все участники игры. На одном конце луга находится дом, а в противоположном – волчья нора. Пастух выводит гусей пастись, при этом между пастухом и гусями происходит следующий диалог:

Пастух: Гуси, гуси.

Гусиная стая: Га-Га-Га.

Пастух: Есть хотите?

Гусиная стая: Да-Да-Да.

Пастух: Так летите же домой!

Гусиная стая: Мы не можем, над горой, серый волк не пускает нас домой!

Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.Угадайка

  • После этих слов волк выскакивает из своей норы, и начинает хватать гусей. Пойманную добычу волку нужно снести к себе в нору. Гуси, соответственно, могут спастись лишь у себя в доме. Игра длится три повтора, после чего оставшихся на свободе гусей нужно пересчитать, а волка сменить на другого игрока.

Угадайка — развивает ум, воображение, мимику и жесты.

  • Воспитатель рассказывает сидящим на скамейке в рядок детям, что им нужно представить, будто они сейчас должны сходить в лес, и поймать там бабочку, белочку, кузнечика, пчелы, жука, шмеля и т.д. По команде воспитателя «Вперед» участники расходятся по воображаемому лесу, и в ладошку ловят воображаемое животное или насекомое. Кого-нибудь поймать нужно обязательно. Далее следует команда «Все домой», и участники с закрытыми ладошками несут добычу домой. Затем воспитатель просит участников по очереди рассказать при помощи жестов, мимики, движений корпусом, руками и ногами, а также звуков, пояснить, кого именно они поймали. Остальные участники должны отгадать животное или насекомое – в этом случае оно считается отпущенным. Если никто отгадать не может, участник сам называет свою добычу.

После активных игр и забав дети нуждаются в отдыхе. Компьютерные игры – то что нужно в данном случае. Популярные игры уборка в доме Лунтика по мотивам любимого мульфильма очень нравятся детям. Они всегда с удовольствием играют в нее.

Комментарии