
Москва, 27.04.2021, 08:32:48, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Православные верующие чтят сегодня Великий вторник — второй день Страстной седмицы, последней недели Великого поста. Согласно преданию, в этот день следует вспоминать об Иисусе и о беседах, которые он вел со своими последователями и с простыми людьми. В частности, вспоминаются обличение Христом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные в Иерусалимском Храме — о воскресении мертвых, о Страшном суде и некоторые другие.
Согласно Евангелиям, во вторник утром Христос пришёл в Иерусалимский храм, где в последний раз проповедовал перед народом. Он произнёс обличительную речь о лицемерии фарисеев, которые хитростью и льстивыми словами хотели «запутать» Иисуса и дать повод донести на него римским властям.
Они спросили: «Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Ин. 8, 49). Стоило Христу ответить «да», как фарисеи бы обвинили его в поддержке римских властей, ответ «нет» мог послужить предлогом объявить Иисуса мятежником. Но Христос попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Богословский смысл этих слов заключался в том, что светской власти не стоит вмешиваться в дела веры, а учение Христа находится вне политики.
Покинув храм, Христос поведал своим ученикам о грядущих событиях – о разрушении Иерусалима и о Втором пришествии Спасителя. Пророчество о судьбе столицы иудеев сбылось в 70 году н. э., когда город Иерусалим был взят штурмом и разрушен до основания императором Титом. На вопрос учеников, когда именно ждать Второго пришествия, Христос ответил уклончиво и посоветовал в любой момент быть готовыми к встрече с Богом, «потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт» (Мф. 24, 42).
Из всех Евангельских наставлений, произнесённых Христом во вторник, Церковь особенно почитает притчу о десяти девах. Притча повествует о том, как десять дев, взяв свои светильники, вышли навстречу Жениху. Пять мудрых дев взяли с собой запас масла для ламп, тогда как другие пять дев не подумали об этом. В полночь оказалось, что у пяти неразумных дев масло закончилось и светильники перестали гореть. Мудрые же девы воспользовались запасом масла – их светильники не потухли. Пока остальные девы покупали масло, двери дома, куда они должны были войти для встречи с Женихом, уже затворились. В этой притче девы символично обозначают христиан, светильники – человеческие души, а масло для ламп – добрые дела. Жених же в этом сказании – сам Иисус Христос. Мораль притчи состоит в том, что мудрым христианам следует заранее «запасаться» добрыми и благими делами, и огонь души их не погаснет до прихода Спасителя (Страшного Суда). Когда именно грядёт это событие, Христос вновь не упоминает прямо, а лишь наставляет: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий» (Мф.25:13).
Вторая притча о талантах является как бы продолжением притчи о десяти девах. Таланты – это монеты той эпохи. В притче рассказывается, как Хозяин (символически – Иисус Христос), отправляясь в другую страну, призвал своих рабов (прообраз учеников и последователей Христа) и поручил им своё имение. Одному досталось 5 талантов, другому два, третьему – всего один. После того как Он уехал, тот, кому досталось пять монет, употребил их в дело и приобрёл ещё пять монет, то же самое сделал и второй раб – и получил ещё две монеты. Последний раб, которому достался один талант, закопал его в саду в землю. Когда Хозяин вернулся обратно, то потребовал отчёта о вверенных рабам талантах. Тех, кто приумножил его дары, Он похвалил, а того, кто зарыл талант в землю, Он наказал изгнанием из своих владений. Церковь приводит эту притчу в назидание тем, кто решил дарования Божьи (что и символизировали таланты) не приумножить, не пустить на дела милосердия, а «зарыть в землю», тем самым обрекая себя на изгнание из Царства Божия после Страшного Суда.
Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!

Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!
На Руси по утру православные принимались за изготовление соченного молока. Для этого в ступке толкли льняные и конопляные семечки с добавлением воды. Соченным молоком поили домашний скот для профилактики заболеваний. Им же окропляли свое жилище, дабы уберечься от нечистой силы, сглаза и болезни. К приготовлению соченного молока в Великий Вторник допускались только женщины, ибо считалось, что иначе молоко утратит свои чудесные свойства.
По существующим традициям, в Великий вторник заканчивают все мелкие домашние дела.
Особое внимание следует уделить наряду, который человек выбрал для празднования Пасхи – его следует окончательно привести в порядок и отложить до праздника.
Этот день следует провести в строгом воздержании – как в еде, так и в поведении.
Страстная неделя призвана напомнить о последних днях жизни Иисуса на земле вплоть до чудесного воскрешения. Поэтому верующим так важно каждый день уделять внимание молитвам.
Под запретом в этот день – веселье, танцы, праздники и пение. Следует провести этот день тихо и за работой.
В первой половине дня стоит завершить все дела, а вечером – не брать в руки острые предметы – ночницы, иголки и прочее.