Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %.

Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Этим термином обозначают совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются вместе в одном классе или группе.

По мнению специалистов, а также беря за основу мировую практику инклюзивного обучения, это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Уровень эмпатии в таких группах намного выше, чем в несмешанных. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка.

В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают собственные программы.

Инклюзивное образование основано на таких принципах:



  • Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
    Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.

  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.

  • Все люди могут чувствовать и думать.

  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.

  • Люди нуждаются друг в друге.

  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.

  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.

  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.


Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.

Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.



В основу образования включается:



  • Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
    индивидуальный подход к обучению;

  • включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;

  • создание вариативной развивающей среды;

  • установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.


Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна всем детям, могла способствовать раскрытию его потенциала и нацелена на повышение успешности ученика. При этом она должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения


Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:


  • Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.

  • Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными. У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.

  • Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.


Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:


  • Отсутствие достаточного финансирования.

  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.

  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.

  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.

  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.


Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.

В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве школ переход на такую систему произошел скорее формально. После принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные учреждения, совершенно не приспособленные к этому.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Педагогические коллективы многих школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.

Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.

Недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.

В результате многие родители переводят своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества.

Во многих зарубежных странах опыт инклюзивного образования насчитывает уже почти полвека. В Европе и США с 70-х годов ХХ века начали применять различные формы обучения детей-инвалидов с целью их интеграции в общество. Для этого было проведено полное реформирование образования, переподготовка кадров, перепланировка и реконструкция школьных помещений с целью их приспособления под нужды детей с ограниченными возможностями.

Экономические исследования, которые провели в этих странах через несколько десятилетий после применения системы инклюзии, доказали ее эффективность и жизнеспособность.

Сегодня это одна из основных систем обучения во многих странах Запада, тем более, что школы, принимающие на обучение детей-инвалидов, получают дополнительную финансовую поддержку от государства.

О развитии такого вида обучения в России смотрите в следующем видеосюжете:



Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 0