
Маркировкой называется специальный штрих-код, который наносится на товар, в данном случае — сигаретную пачку. Благодаря этому коду можно отслеживать весь путь конкретной пачки либо от расположенного в России производителя до покупателя, либо от российской границы до конечного потребителя.
Благодаря маркировке сигарет государство точно знает, сколько произведено или импортировано табачной продукции, сколько поступило в магазины и было продано. Для покупателя наличие маркировки — гарантия того, что он имеет дело с оригинальным товаром проверенного качества, а не неким контрафактом.
В теории маркировка товаров не позволяет попасть на полки магазинов любой подделке.
Доля нелегальной табачной продукции на российском рынке, по оценкам Центра развития перспективных технологий — 8,4%. Бюджет из-за этого недополучает 60 миллиардов рублей в год.

Российских курильщиков маркировкой сигарет с 1 марта 2019 года удивить не удастся. Эта система по факту уже работает — в качестве эксперимента маркировка была запущена еще в апреле 2018 года.
Изначально эксперимент должен был закончиться 31 декабря 2018 года, но Минпромторг предложил продлить его вплоть до конца февраля 2019 года.
Причина предложения понятна — с 1 марта 2019 года маркировка табачных изделий становится обязательной, об этом в прошлом году был принят специальный закон. Так что для того, чтобы не прерывать практику нанесения специальной марки на сигареты, логично продолжить эксперимент до даты вступления в силу нового закона.
Таким образом, обычные потребители ничего и не заметят. Что же касается организаций и предпринимателей, которые участвуют в обороте табачной продукции, то им всем без исключения теперь нужно будет иметь специальные сканеры для марок.

Цепочка маркировки табачной продукции выглядит так:

О том, что цены на табачную продукцию вырастут из-за обязательной маркировки, речи не идет. Сигареты в России в 2019 году дорожают, но по другим причинам.
Главная из них — рост акцизов на табачные изделия. При помощи акцизов государство в том числе занимается борьбой с курением как таковым.
Неуклонный рост акцизов — это целенаправленная политика, часть тактики государства по борьбе с табакокурением. Сигареты должны быть недоступны детям и подросткам, в том числе по стоимости. Высокая цена пачки сигарет должна приводить курильщиков к мысли о добровольном расставании с вредной привычкой. Этот инструмент — один из самых эффективных, его используют в большинстве цивилизованных государств.