ТОП-10 Странных галактических явлений

Неожиданные галактические явления способны наравне удивить как новичков, так и самых опытных астрономов. Они опровергают прогнозы и ставят в тупик, но при этом расширяют наши знания о том, как работает вселенная. Главное — смотреть в оба и не пропустить их.

Галактики крохотные и огромные, подтверждающие существующие гипотезы и разрушающие их в пыль. Каждая подобная находка ценится учеными на вес золота и служит предметом многочисленных споров. Перед вами — расположенные в произвольном порядке 10 самых странных галактических явлений последних лет.

1. Галактика Треугольник II

Карликовая галактика неподалеку от Млечного Пути, состоящая лишь из тысячи звезд. Но она вполне способна удивлять — ее звезды движутся с невероятной скоростью. Возможно, из-за того, что в Треугольнике II сконцентрировано огромное количество темной материи. Другой вариант — благодаря гравитационному воздействию соседних галактик.

2. Загадочное галактическое кольцо

Объект, который недавно обнаружили венгерские и американские астрономы. Объект, который не должен существовать. Он невообразимо огромен — шириной в пять миллиардов световых лет (Млечный Путь, для сравнения — около 50 тыс. с.л.), и испускает ярчайшие гамма-всплески во вселенной. Он не вписывается ни в одну современную теорию и ставит ученых в тупик.

3. Tayna

Самая древняя и неяркая из всех галактик, найденных на данный момент. Ее смогли обнаружить в отдаленном скоплении MACS J0416.1−2403 лишь объединив возможности «Хаббла» и «Спитцера», и назвали словом на языке индейцев аймара — «первенец». Предположительно, она образовалась лишь 400 млн. лет спустя после Большого Взрыва в числе самых первых галактик.

4. Рождение галактик

Рождение галактик до недавнего времени оставалось чисто теоретической областью. Астрономы из Калифорнийского технологического института обнаружили протогалактический диск, всасывающий водород из длинной нити газа, тянущейся от огромной звездной структуры. Это зрелище удалось засечь благодаря удачному расположению двух квазаров, свет которых и отразил галактический «младенец».

5. Большое Магелланово облако и Малое Магелланово облако

Большое Магелланово облако и Малое Магелланово облако ближайшие соседи Млечного Пути, причём Большое, разумеется, превосходит размером Малое. Как выяснилось, не просто так, ведь оно смогло своровать у своего «брата» несколько миллионов звёзд. Астрономы вычислили это по необычным скоростным характеристикам наблюдаемых ими красных гигантов, а также их нетипичному химическому составу.

6. Геркулес А

Галактика, выдающаяся по ряду причин. Внутри неё притаилась черная дыра чудовищной массы, весом в 2.5 миллиарда солнц. Черная дыра Млечного Пути весит в тысячу раз меньше. Из центра Геркулеса А вылетают две мощнейших плазменные струи протяженностью более 1.5 млн. с. л. каждая, испускающие радиоволны. Это делает данную галактику ярчайшим источником радиоволн из всех известных людям.

7. Самые старые белые карлики Млечного Пути

Были открыты совсем недавно, в количестве 70 штук. Млечный Путь нельзя назвать юнцом — фактически, он стар как сама вселенная. А найденные белые карлики, возможно, были первыми звездами в нашей галактике, за которыми последовали сотни миллиардов других.

8. Ярчайшая галактика из известных

Была найдена с помощью телескопа WISE. Сказать, что WISE J224607.57−052635.0 светится, значит не сказать ничего — она сияет как 300 триллионов солнц. Предполагаемая причина — в черной дыре такой тяжести, что сложно представить её существование. Она давно превысила свой порог поглощения и выплескивает энергию в окружающий пылевой кокон, порождая светящуюся ауру.

9. Галактика M60-UCD1

Эта галактика совсем невелика — лишь 300 световых лет в длину и около 140 миллионов звёзд. Только вот ее черная дыра с легкостью затыкает черную дыру Млечного Пути — масса в 21 миллион солнц против 4 миллионов. Ранее считалось, что масса черной дыры напрямую определяет размер галактики, но M60-UCD1 опровергла эту теорию одним своим существованием.

ESA/Hubble

10. Галактика EGS8p7

Возрастом в 13.2 миллиарда лет настолько стара, что мы вообще не должны ее видеть. По всем признакам она должна была образоваться еще в те времена, когда вселенная была заполнена свежесозданным и непроницаемым для излучения галактик нейтральным водородом. Возможно, она была столь яркой и горячей, что реионизировала водород вокруг себя гораздо раньше, чем другие галактики.