Иоанна Крестителя и языческий Купала отмечаются в один день 7 июля
В православии очень много праздников, которые являются пережитками и адаптациями более ранних языческих празднеств. Так случилось благодаря двум факторам.
Во-первых, новообращенные жители продолжали сохранять свои бытовые, привычные им ритуалы и хранили память о праздничных датах. Но поскольку чтить прежних богов теперь было или нельзя, или (если крещение принималось искренне) по совести невозможно, праздники наполняли новым смыслом и христианским содержанием. С другой стороны, церковные миссионеры сознательно старались наложить на исконные языческие дни церковные торжества, дабы похоронить под ними память о прежних праздниках, имевших место во времена язычества.
Какой православный, народный праздник сегодня 7 июля 2022, Иоанна Крестителя и языческий Купала
Аналогичным образом христиане подходили и к вопросу церковного строительства – храмы и монастыри часто возводились там, где прежде стоял языческий храм или капище. Праздник, о котором пойдет речь ниже, это яркий пример такой культурной диффузии. Называется он Ивана Купала и празднуется 7 июля. Православный праздник в честь Иоанна Крестителя здесь был совмещен с древним славянским торжеством.
История праздника
Иванов день, отмечаемый 7 июля, – церковный праздник, истоки свои имеющий, как уже было сказано, в языческом древнеславянском культе. Известны и распространены также и другие его названия, например, Колосок, Купалье, Иван Ведьмацкий, Солнцекрес, Иван Травник и множество других. В дохристианскую древность этот день связывали с летним солнцестоянием, которое приходится на разные дни в двадцатых числах июня. Сегодня же его отмечают в строго определенный день — 7 июля. Церковный праздник при этом во многих странах является также и общенациональным государственным, но отмечается он, как день памяти святого Иоанна Крестителя, и, таким образом, астрономически не привязан более к солнцестоянию. Обрядовая часть христианского ритуала довольно успешно вписалась в общую концепцию языческого празднества. Если преданные старым богам люди в этот день совершали очистительные купания, то культ Иоанна Крестителя, который, по сути, занимался в свое время тем же самым, пришелся впору, и, таким образом, даже внешние традиции этого дня пришлось корректировать не столь сильно.
Праздничные обряды Ивана Купала
И в древности, и в наши дни существует огромное множество ритуалов, которые исполняют люди 7 июля. Какой праздник, к примеру, обходится без веселья? Выразителем этой радости в широких массах являются танцы-хороводы, хотя чисто церковная традиция относится к этому критически, так как день этот приходится всегда на время Петропавловского поста. В храмах служат торжественные богослужения и на этом, как правило, все заканчивается. А вот народные гуляния дополняют церемониал различными манипуляциями с огнем, водой и травами.
Водные ритуалы
Что делать 7 июля? Разумеется, идти к водоему, озеру или реке. Там, скорее всего, будут люди, желающие искупаться. При этом ночью желающих залезть в воду столько же, сколько и днем, а может быть, и больше. Вода в это время, как считается, наделяется особыми целебными и магическими свойствами. Кто не имел возможности отправиться на водоем, в старину купался в бане, а банный веник затем сохранялся на протяжении всего года как важный амулет против различной нечисти.
Огненные ритуалы
Костер ‒ это неотъемлемый атрибут на 7 июля. Церковный праздник при этом достаточно скромен: в его церемониале присутствуют только традиционные свечи и лампады. Освящение огня и прыжки через костер ‒ это, опять же, языческая рефлексия, сохраненная в народной памяти. Впрочем, на Балканах во всех этих игрищах верующие люди и церковь вообще принимают более активное участие, освящая их своими молитвами. По традиции же костры разводят по берегам водоемов, после чего прыгают через них. Это имеет характер игры, хотя в сие действо вкладывается и смысл – огонь, по древнему поверью, имеет очищающие свойства. Кроме того, 7 июля церковный праздник в деревнях отмечали тем, что между костров проводили скот, чтобы предохранить его от зла, но сегодня это мало кто делает. А еще в огне принято было сжигать одежду, которую носили больные люди.
Обряды, связанные с травами
Известна традиция плетения венков 7 июля. Церковный праздник тут ни при чем – это народная традиция. Она же повествует о сборе трав и цветов в купальскую ночь. Особенно характерна в этом отношении легенда о цветке папоротника, который цветет только на Купалу, а нашедшему его человеку он укажет путь к сокровищам. Травы в дальнейшем считаются целебными, а вот на венках принято гадать. Впрочем, это уже совсем не церковная традиция, а потому ее касаться мы не будем. Следует помнить, что с возрождением язычества в России сегодня фактически есть два праздника, приходящихся на 7 июля. Какой праздник празднуете вы ‒ это ваше дело, но не следует путать их, передает Therussiantimes.com. Если вы делаете выбор в пользу христианского дня святого Иоанна Крестителя, то, возможно, лучшим решением для вас станет простой поход в храм на службу и причастие.
7 июля 2022 праздник по церковному календарю: Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна
Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.
Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.
Преподобный Антоний Дымский, 07.07.2022
Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.
<!--