Что такое роялти: виды, особенности

Что такое роялти: виды, особенности

Периодический взнос за право пользования франшизой называется роялти. Роялти необходимо платить раз месяц и, таким образом, подтверждать своё право на пользование маркой. Взнос может быть фиксированным или в виде процента.

Выбрать свой будущий бизнес лучше всего среди топ франшиз. Так вы точно не ошибетесь. А сделать верный выбор особенно важно, так как платить за право пользования франшизой нужно не только единоразово в момент покупки, но в дальнейшем.

Варианты роялти


Как уже было сказано, роялти может рассчитываться в процентном выражении или в виде фиксированной суммы:


  • процентный. Чаще всего это процент от выручки, но в некоторых случаях это может быть процент от продаж или даже от чистой прибыли. Этот вид роялти выгоден для франчайзи прежде всего, так как в связи со снижением выручки становится меньше и размер роялти;

  • фиксированный. Применяется реже. Большинство предпринимателей считает, что использованием фиксированного роялти свидетельствует о том, что франчайзер не видит перспектив развития для своих партнёров. Кроме того, платить одну фиксированную сумму не всегда оправданно при разных условиях работы. Но если выручка франчайзи неуклонно растёт, то и фиксированный роялти становится преимуществом.


Когда платят роялти


В каждом индивидуальном случае компания самостоятельно определяет, когда партнёры должны платить роялти. Но чаще всего это происходит раз в месяц или в квартал.

Каникулы по роялти – что это


Возможно временное освобождение компании от роялти – это временные каникулы. Данную меру вводят для привлечения новых партнёров. Например, некоторые франчайзеры дают возможность каждому новому партнёру работать от 3 до 6 месяцев без выплаты роялти. Каникулы дают возможность предпринимателю освоиться в новой сфере деятельности.

Какие данные берут за основу для расчёта роялти


Так как по условиям франшизы в течение всего периода сотрудничества компания поддерживает своих франчайзи, то затраты необходимые для осуществления этой поддержки должны перекрываться посредством роялти. Хотя на самом деле эта выплата позволяет перекрыть затраты лишь частично, повышать сумму роялти или процент нет смысла, подобные меры просто отпугнут потенциальных клиентов.

Рентабельно роялти только в том случае, если речь идёт о франшизе, которая хорошо известна и в состоянии привлечь много партнёров. При этом работа бизнеса налажена настолько хорошо, что индивидуальная поддержка каждому партнёру уже не нужна и достаточно только общей централизованной подножки.

Размер роялти


Каждая компания, которая продаёт франшизы, определяет размер роялти самостоятельно. Но при этом все компании придерживаются средних показателей по рынку. Слишком высокая роялти станет негативным фактором и отпугнет клиентов.

Нормальный размер роялти на сегодняшний день


В соответствии с официальными данными, полученными от международной ассоциации франчайзинга, средний размер роялти составляет 6,5%. Встречаются и более высокие показатели, в некоторых случаях доходят до 12%. Но и максимально низкий роялти – тоже не исключение, некоторые компании от него вообще отказались или удерживают на символическом уровне.

Роялти – это жизненная необходимость для некоторых франчайзеров и каждый покупатель франшизы должен понимать, что данная мера – это не какой-то очередной налог. Роялти гарантирует возможность развития бизнеса и улучшения условий работы для каждого франчайзи и, как следствие, позволяет надеяться на повышение прибыли в дальнейшем. Конечно, есть компании, которые по каким-то причинам могут полностью отказаться от этого взноса, но они, безусловно, компенсируют отсутствие роялти какими-то другими способами.

<!--