Юристы подсказали, как взыскивать с управляющей компании компенсацию за длительное отключение воды

Юристы подсказали, как взыскивать с управляющей компании компенсацию за длительное отключение воды

Большая часть граждан Российской Федерации не знают, что коммунальные службы несут материальную ответственность за внезапное отключение воды в квартирах многоэтажных домов. Юристы рассказали, какая компенсация положена россиянам за отсутствие в кране воды.

Как взыскать с управляющей компании компенсацию за длительное отключение воды, подсказали юристы


Когда и на какой срок может быть отключена вода в квартире, определено в Правилах предоставления коммунальных услуг. Однако большинство россиян объёмный документ, конечно, не изучали и коммунальщики это знают. Но вот крупной управляющей компании из города Курска не повезло. Один из жильцов многоквартирного дома, в котором самоуверенные коммунальщики на 54 часа отключили холодную воду, добился компенсации морального вреда за столь длительное отключение коммунальной услуги.

Юристы подсказали, как взыскивать с управляющей компании компенсацию за длительное отключение воды


Прежде чем идти в суд, мужчина пытался уладить разногласия с управляющей компанией (УК) мирно. Но организация, которая по закону должна следить за бесперебойным предоставлением качественных услуг, на все претензии отвечала, что никакой вины за собой не признаёт, мол, была авария трубопровода и поэтому воды могло не быть ровно тот период, который потребовался для ликвидации неполадок. Нерадивые коммунальщики не предполагали, что мужчина в курсе положений Правил предоставления коммунальных услуг № 354. А в соответствии с ними холодное водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным. И допустимая при этом продолжительность перерыва подачи холодной воды — суммарно восемь часов в месяц и не более чем на четыре часа разово. При этом в соответствии с санитарными правилами даже в случае аварийного отключения возобновить подачу воды коммунальщики обязаны в срок до 24 часов.

Суд, рассмотрев иск жильца, вынес решение, обязывающее УК выплатить потребителю 1500 рублей в качестве моральной компенсации. Коммунальщики с этим категорически были не согласны и пытались обжаловать судебный акт, но безрезультатно: апелляционная инстанция оставила решение в силе (определение Курского областного суда по делу № 33 – 637/2022).

«В данном случае суд не мог вынести решение в пользу УК, ведь коммунальщики нарушили права потребителя на получение услуги надлежащего качества, следовательно, моральный вред причинён был. Конечно, сумма компенсации могла бы быть и повыше, но в этом деле важен не размер выплаты, а сам факт привлечения к ответственности. Теперь жилинспекция будет держать данную УК в поле постоянного контроля. И это не позволит обслуживающей компании что-либо нарушать без серьёзных материальных последствий», — утверждает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин.

Как россиянам получить компенсацию в 2022 году


В случае, если коммунальщики доставили неудобства и вы желаете получить за это компенсацию, стоит определиться, желаете ли вы перерасчёта платы за некачественные услуги или возмещения морального вреда.

Если выбрали перерасчёт


Пункт 98 Правил предоставления коммунальных услуг однозначно указывает, что все предоставляемые УК услуги должны быть качественными, то есть вода в кране должна подаваться бесперебойно и быть чистой и нужной температуры; электричество — подаваться постоянно и с напряжением установленного диапазона, а например, радиаторы отопления — обогревать ваше помещение по сезону. Если эти условия не выполняются, то можно и нужно вернуть плату за некачественные услуги.

Для этого потребуется: подать жалобу в вашу управляющую компанию и потребовать перерасчёт. По закону «О защите прав потребителей» вы можете рассчитывать на качественную услугу (статья 4 закона 2300-1), а управляющая компания в силу статьи 161 Жилищного кодекса несёт ответственность за качество всех коммунальных услуг, об этом обязательно стоит указать в своём обращении. Если УК вам не ответит, то далее следует составить сразу две жалобы: одну — в жилинспекцию, вторую — в Роспотребнадзор. УК очень не рады их проверкам, поэтому, как правило, получив запрос этих ведомств, стараются уладить дело миром и обычная практика, когда они делают перерасчёт с зачётом сумм в счёт будущих платежей. Однако встречаются ситуации, когда ответа нет ни от коммунальщиков, ни от тех, кто по закону должен их контролировать. Тогда остаётся только запастись доказательствами своей правоты и идти в суд. Выбор суда зависит от размера суммы, которую вы хотите вернуть в результате перерасчёта, до 50 000 рублей — к мировому судье, свыше — к районному. Хотите и перерасчёт, и компенсацию — лучше сразу к районному.

Если нужна только компенсация


По закону требовать компенсацию за физические или нравственные страдания следует в суде. Именно его решением присуждается материальное возмещение, которое зависит от степени вины нарушителя, характера страданий и других обстоятельств. Но это не значит, что до похода в суд не стоит попытаться получить письменный ответ на вашу претензию от управляющей компании.

И вот для чего это надо: в акте об отключении воды или в ином ответном документе УК должна указать обстоятельства, в связи с которыми случилось снижение качества услуг, а также время, в которое это происходило. Такой документ очень пригодится в суде, так как существуют нормативы, устанавливающие расчётное время ликвидации аварии. Например, для трубопроводов, в зависимости от их диаметра, ремонт должен быть выполнен в срок от двух до 24 часов (пункт 11.4 СП 31.13330.2021 СНиП 2.04.02 – 84*). И если УК не докажет невозможность устранения аварии в отведённый нормативами период, то суд, скорее всего, признает это нарушением, требующим возмещения морального вреда.

<!--