Мир с Турцией, Транссиб и первый залп «катюш»: день 14 июля в истории России

Мир с Турцией, Транссиб и первый залп «катюш»: день 14 июля в истории России

В богатейшей истории России каждый день полон памятными событиями, в том числе и 14 июля. Его главными героями стали дипломаты, строители известной Транссибирской железнодорожной магистрали и ученые, создавшие первую в мире РСЗО, ласково прозванную в войсках «Катюша».

Как Россия заключила мир, чтобы воевать дальше


В этот день 320 лет назад, 14 июля 1700 года, в Константинополе (Стамбуле) был заключен мир между Российским Царством и Османской Империей. Этому договору предшествовали так называемые «Азовские походы» русской армии в 1695 и 1696 годах, а также поход воеводы Бориса Шереметева на Крым. Этот поход, как и вторая осада Азова, оказался удачным, и Россия получила выход к Азовскому, а, следовательно, и Черному морю.

Мир с Турцией, Транссиб и первый залп «катюш»: день 14 июля в истории России


Все же такое положение России ничего не давало – Турция продолжала держать в своих руках проливы – Босфор и Дарданеллы. К тому же монархи Европы охладели к войне с Османской империей – назревала война за то, кто посадит своего короля в Испании: Франция или Англия с Австрией.

Все страны Европы, так или иначе были втянуты в этот конфликт. России тоже нужен был мир, чтобы начать воевать на Балтийском море, ведь получить доступ к Европе оттуда было несоизмеримо проще.

Турция тоже была не против, и 14 июля 1700 года думным дьяком Украинцевым и турецким визирем Маврокордато был подписан мир. Но все же территория с крепостью Азов и некоторые другие земли остались за Россией, а турецкие крепости в низовье Днепра были срыты. Россия могла вступать, и через некоторое время вступила, в новую войну, которая длилась больше 20 лет, но в итоге принесла желанный результат – доступ к Балтийскому побережью, издавна принадлежавший славянам.

Запуск одного из величайших проектов в истории России, Транссибирской магистрали


Именно в этот день, 14 июля 1903 года, начал функционировать один из самых знаменитых проектов в истории России – Транссибирская железнодорожная магистраль или, как ее еще называли тогда, Великий Сибирский Путь. Строительство ее началось после указа Александра Третьего в 1891 году, за 10 лет основные работы были завершены, но полностью, на всем протяжении, железная дорога была запущена именно в июле 1903 года.

Магистраль функционирует по сей день, имеет протяженность почти 10 тыс. км, пересекает более двух десятков рек в Европе и Азии. Ее начало находится в Москве, а конец – во Владивостоке. По ней ежегодно перевозят миллионы тонн груза и сотни тысяч пассажиров. Это поистине стратегическая артерия России, не зря восточная соседка – Япония даже пошла на войну после ее

В настоящее время иностранцы любят проехаться по Транссибу, чтобы увидеть страну, так сказать, «поближе», и это довольно популярное у них развлечение, на которое они не жалеют ни времени, ни денег. Транссибирская железнодорожная магистраль является также одной из ниток, крепко сшивших Россию. В некоторых провинциальных районах близость к Транссибу ценится очень высоко, ведь там это признак цивилизации. А запустили эту важную магистраль ровно 117 лет назад.

Дебют «Катюши» 14 июля 1941 года


Перед самой ВОВ в СССР был разработан проект первой в мире РСЗО, назвали ее БМ – 13. Эта шестнадцатизарядная систем прославила себя в военные годы, советские бойцы прозвали ее ласково – «Катюша», а немцы, панически их боявшиеся, уважительно – «органы Сталина», за характерный звук при стрельбе. Дебют этого оружия, в исполнении экспериментальной батареи, в которую входило 7 пусковых установок, состоялся именно 14 июля 1941 года, у города Орша.

Возглавлял экспериментальную батарею капитан Иван Флеров, соответствующий отчет о боевом применении был немедленно направлен им вышестоящему начальству. Первый опыт превзошел все ожидания и установки были рекомендованы для серийного производства.

К концу ВОВ в РККА были уже тысячи РСЗО разных модификаций и калибров. Они использовались во всех битвах Великой Отечественной и внесли огромный вклад в дело Победы.

И хотя первая экспериментальная батарея почти полностью погибла в октябре 1941-го, но к тому времени на фронте уже воевали четыре сотни «катюш». А память о первом боевом применении РСЗО увековечена памятниками в самой Орше и на Смоленщине, где сражались бойцы и командиры первого подразделения реактивной артиллерии в РККА.



<!--