Подлодка 613 проекта


Автор: Ольга АДАГАМОВА
Подлодка 613 проекта
В середине прошлого столетия лицом и гордостью подводных сил СССР являлась дизельная подводная лодка среднего водоизмещения 613 проекта. Для того времени плавсредство было вполне совершенным и достаточно надёжным. Эта серийная лодка была самая многочисленная за всю историю нашей страны от царских времён и до наших дней. Было построено 215 единиц. В других странах данный проект известен как «Виски».

Как все начиналось? Проект 613 был разработан ЦКБ «Рубин» во исполнение Постановления «О плане проектирования и строительства кораблей ВМФ» от 02.11.1946 г. на основании тактико-технического задания, утверждённого самим Наркомом ВМФ в августе 1946 года. Толчком к интенсивному развитию подводных сил СССР стали грандиозные успехи немецких подводников против флотов США и Великобритании. Загвоздкой исполнения проекта стал тот факт, что практически все главные предприятия судостроительной и смежных с нею отраслей промышленности были разрушены в результате военных действий. Тем не менее, 13 марта 1950 года в городе Горький (сейчас это Нижний Новгород) на заводе №112 «Красное Сормово» была заложена первая лодка этого проекта - «С-80». Спустя 20 месяцев, в декабре 1951 года она вступила в состав ВМФ под командованием В.Н. Богуша. Всего этим заводом выпущено 113 единиц. Такие же лодки были выпущены заводом № 444 «им. Носенко» г. Николаев - 72 единицы, заводом № 189 «Балтийский завод им. Орджоникидзе» г. Ленинград – 19 единиц, заводом № 199 «им. Ленинского Комсомола» г. Комсомольск-на-Амуре – 11 единиц. Прототипом проекта стала немецкая субмарина ХХ1 серии, однако советские конструкторы внесли свои новые идеи. 613-й проект послужил базой для других проектов подводных лодок, включая и атомные.






Подлодка 613 проекта

Подлодка получилась настолько удачной, что многие страны захотели иметь ее в своем флоте. Поэтому значительное количество лодок были переданы дружественным СССР странам: Китаю – 5 единиц, Индонезии - 12, Польше – 4, Болгарии – 2, Египту – 10, Сирии – 3. А в 1954 году вся рабочая документация на производство лодок была отдана Китаю.

Стоит отметить, что судьба первой лодки проекта очень печальна. В 1961 году она затонула при зарядке батареи под РДП в Баренцевом море. На ней погибло 68 служащих. Лодка была найдена лишь в 1969 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: